Что такое рефакторинг кода. Причины применения рефакторинга

Цели рефакторинга

Цель рефакторинга - сделать код программы легче для понимания; без этого рефакторинг нельзя считать успешным.

Рефакторинг следует отличать от оптимизации производительности . Как и рефакторинг, оптимизация обычно не изменяет поведение программы, а только ускоряет её работу. Но оптимизация часто затрудняет понимание кода, что противоположно рефакторингу .

С другой стороны, нужно отличать рефакторинг от реинжиниринга , который осуществляется для расширения функциональности программного обеспечения. Как правило, крупные рефакторинги предваряют реинжиниринг .

Причины применения рефакторинга

Рефакторинг нужно применять постоянно при разработке кода. Основными стимулами его проведения являются следующие задачи:

  1. необходимо добавить новую функцию, которая недостаточно укладывается в принятое архитектурное решение;
  2. необходимо исправить ошибку, причины возникновения которой сразу не ясны;
  3. преодоление трудностей в командной разработке, которые обусловлены сложной логикой программы.

Признаки плохого кода

Во многом при рефакторинге лучше полагаться на интуицию, основанную на опыте. Тем не менее имеются некоторые видимые проблемы в коде (англ. code smells ), требующие рефакторинга:

  1. длинный метод;
  2. большой класс;
  3. длинный список параметров;
  4. «завистливые» функции - это метод, который чрезмерно обращается к данным другого объекта;
  5. избыточные временные переменные;
  6. классы данных;
  7. несгруппированные данные.

Рефакторинг кода

В программировании термин рефакторинг означает изменение исходного кода программы без изменения его внешнего поведения. В экстремальном программировании и других гибких методологиях рефакторинг является неотъемлемой частью цикла разработки ПО: разработчики попеременно то создают новые тесты и функциональность, то выполняют рефакторинг кода для улучшения его логичности и прозрачности. Автоматическое юнит-тестирование позволяет убедиться, что рефакторинг не разрушил существующую функциональность.

Иногда под рефакторингом неправильно подразумевают коррекцию кода с заранее оговоренными правилами отступа, перевода строк, внесения комментариев и прочими визуально значимыми изменениями, которые никак не отражаются на процессе компиляции, с целью обеспечения лучшей читаемости кода (см. code formatting).

Рефакторинг изначально не предназначен для исправления ошибок и добавления новой функциональности, он вообще не меняет поведение программного обеспечения и это помогает избежать ошибок и облегчить добавление функциональности. Он выполняется для улучшения понятности кода или изменения его структуры, для удаления «мёртвого кода» - всё это для того, чтобы в будущем код было легче поддерживать и развивать. В частности, добавление в программу нового поведения может оказаться сложным с существующей структурой - в этом случае разработчик может выполнить необходимый рефакторинг, а уже затем добавить новую функциональность.

Это может быть перемещение поля из одного класса в другой, вынесение фрагмента кода из метода и превращение его в самостоятельный метод или даже перемещение кода по иерархии классов. Каждый отдельный шаг может показаться элементарным, но совокупный эффект таких малых изменений в состоянии радикально улучшить проект или даже предотвратить распад плохо спроектированной программы.

Методы рефакторинга

Выделение метода (Extract Method)

Выделение метода заключается в выделении из длинного и/или требующего комментариев кода отдельных фрагментов и преобразовании их в отдельные методы, с подстановкой подходящих вызовов в местах использования. В этом случае действует правило: если фрагмент кода требует комментария о том, что он делает, то он должен быть выделен в отдельный метод. Также правило: один метод не должен занимать более чем один экран (25-50 строк, в зависимости от условий редактирования), в противном случае некоторые его фрагменты имеют самостоятельную ценность и подлежат выделению. Из анализа связей выделяемого фрагмента с окружающим контекстом делается вывод о перечне параметров нового метода и его локальных переменных.

Перемещение метода (Move Method)

Перемещение метода применяется по отношению к методу, который чаще обращается к другому классу, чем к тому, в котором сам располагается.

Замена условного оператора полиморфизмом (Replace Conditional with Polymorphism)

Условный оператор с несколькими ветвями заменяется вызовом полиморфного метода некоторого базового класса, имеющего подклассы для каждой ветви исходного оператора. Выбор ветви осуществляется неявно, в зависимости от того, экземпляру какого из подклассов оказался адресован вызов.

Основные принципы:

Проблемы, возникающие при проведении рефакторинга

  • проблемы, связанные с базами данных;
  • проблемы изменения интерфейсов;
  • трудности при изменении дизайна.

Средства автоматизации рефакторинга

Технические критерии для инструментов рефакторинга:

  • базы данных программы;
  • деревья синтаксического разбора;
  • точность.

Практические критерии для инструментов рефакторинга:

  • скорость;
  • отмена модификаций;
  • интеграция с другими инструментами.

Примечания

См. также

Литература

  • Фаулер М. , Бек К., Брант Д., Робертс Д., Апдайк У. Рефакторинг: улучшение существующего кода = Refactoring: Improving the Design of Existing Code (2000). - Спб: Символ-Плюс, 2009. - 432 с. - 3000 экз. - ISBN 5-93286-045-6
  • Скотт В. Эмблер, Прамодкумар Дж. Садаладж Рефакторинг баз данных: эволюционное проектирование = Refactoring Databases: Evolutionary Database Design (Addison-Wesley Signature Series). - М .: «Вильямс», 2007. - 368 с. - ISBN 0-321-29353-3
  • Джошуа Кериевски Рефакторинг с использованием шаблонов = Refactoring to Patterns. - Вильямс, 2008. - 400 с. - ISBN 5-93286-045-6

Ссылки

  • Что такое рефакторинг? (англ.)
  • Домашняя страница Мартина Фаулера о рефакторинге (англ.)
  • Ксензов Михаил Рефакторинг архитектуры программного обеспечения: выделение слоев . - Рассматривается один из основных методов рефакторинга архитектуры ПО – выделение слоев, а также его место в контексте рефакторинга архитектуры как многошагового итеративного процесса. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. Проверено 30 ноября 2007.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Рефакторинг" в других словарях:

    - (англ. database refactoring) это простое изменение в схеме базы данных, которое способствует улучшению ее проекта при сохранении функциональной и информационной семантики. Иными словами, следствием рефакторинга базы данных не может быть… … Википедия

    Разработка программного обеспечения Процесс разработки ПО Шаги процесса Анализ Проектирование Программирование Докумен … Википедия

    - (паттерн, англ. design pattern) это многократно применяемая архитектурная конструкция, предоставляющая решение общей проблемы проектирования в рамках конкретного контекста и описывающая значимость этого решения. Паттерн не является законченным… … Википедия

    Шаблоны проектирования (паттерн, англ. design pattern) это многократно применяемая архитектурная конструкция, предоставляющая решение общей проблемы проектирования в рамках конкретного контекста и описывающая значимость этого решения. Паттерн не … Википедия

Рефакторинг программного кода

Цель работы : научиться выполнять реорганизацию программного кода на основании шаблонов рефакторинга.

Ход выполнения работы

  1. Изучить теоретические сведения.
  2. Выполнить анализ программного кода разрабатываемого ПО и модульных тестов с целью выявления плохо организованного кода.
  3. Используя шаблоны рефакторинга, выполнить реорганизацию программного кода разрабатываемого ПО и модульных тестов.
  4. Проверить успешность выполнения всех модульных тестов.
  5. Выполнить описание произведенных операций рефакторинга (было-стало-шаблон рефакторинга).
  6. В случае необходимости скорректировать проектную документацию (диаграммы классов, последовательностей).
  7. Сделать выводы по результатам выполнения работы.

Требования к содержанию работы

  1. Название работы.
  2. Цель работы.
  3. Краткая формулировка индивидуального задания.
  4. Таблица изменений дизайна ПО.
  5. Скорректированные диаграммы классов, последовательностей, в случае необходимости.
  6. Выводы.

Теоретические сведения

Признаки плохо организованного кода

Это не набор четких правил, а описание мест, на которые надо обращать внимание при рефакторинге.

Дублирующийся код

Если вы видите одинаковые структуры кода в нескольких местах, то вы можете быть уверены, что эта программа будет лучше, если вы сможете их унифицировать.

В простейших случаях вам поможет Extract Method. При работе с наследованием используйте Pull Up Field. Если код похож, но не в точности, надо применить Extract Method, а затем Form Template Method. Если методы делают одно и то же разными способами, выберите один из них и используйте Substitute Algorithm. Если у вас есть дублирующийся код в несвязанных классах, подумайте о возможности Extract Class.

Длинный Метод

Из объектных программ, дольше всего живут программы с короткими методами. Чем длиннее процедура, тем труднее ее понять. Если у вас есть хорошее название для метода, то вам не нужно смотреть его тело.

Мы следуем эвристике: как только мы чувствуем, что надо написать комментарий, мы вместо этого пишем метод. В 99% случаев для того, чтобы сократить метод, вам достаточно будет применить Extract Method. Локальные переменные и параметры могут препятствовать вам, так что, возможно, вам понадобится Replace Temp With Query, Introduce Parameter Object и Preserve Whole Object.

Кроме комментариев, циклы и условия также являются хорошими знаками. Используйте Decompose Conditional для условий, а для циклов - выносите тело цикла в отдельный метод.

Большой класс

Когда класс делает слишком много всего, у него обычно слишком много полей.

Можно использовать Extract Class или Extract Subclass, чтобы выделить некоторые переменные. При определении того, что выносить, обращайте внимание на общность в названии переменных, а также на то использует ли класс их все одновременно.

Кроме того, класс, в котором слишком много кода, также является рассадником дублирования и хаоса. Здесь также применяйте Extract Class или Extract Subclass.

Если ваш большой класс - это GUI класс, то попытайтесь отделить поведение от данных. Вам может понадобиться Duplicate Observed Data.

Длинный список параметров

Это пережиток процедурного программирования. В объектном мире всегда найдется объект, которому можно задать вопрос и получить все нужные ответы.

Используйте Replace Parameter with Method, Preserve Whole Object и Introduce Parameter Object.

Расходящееся изменение

Расходящееся изменение - это когда один класс подвержен различным изменениям.

Мы структурируем наше ПО, чтобы было легче его изменять. Если мы хотим что-то изменить, мы ищем единственное место, где мы можем сделать изменение. Если мы не можем этого сделать - мы ощущаем плохой запах. Вы можете смотреть на класс и думать: "вот эти три метода я меняю каждый раз когда подключаю новую БД, а эти четыре - при добавлении финансового инструмента". Для того, чтобы привести это в порядок, находите все, что меняется в данном частном случае и используйте Extract Class.

Хирургия дробовиком

Это похоже на расходящееся изменение, только наоборот. Каждый раз, когда вам надо сделать подобное изменение, вы делаете кучу мелких изменений в различных классах. Это часто приводит к ошибкам.

Используйте Move Method и Move Field для того чтобы вынести все изменения в один класс. Если никакой класс не выглядит хорошим кандидатом, создайте новый класс.

Используйте Inline Class, если необходимо. Расходящееся изменение - это когда один класс подвержен различным изменениям, тогда как хирургия дробовиком - это когда одно изменение затрагивает несколько классов.

Зависть по функции

Цель наличия объектов в программе - объединить данные и методы, их использующие. Типичный дурной запах - когда метод выглядит более заинтересованным в данных другого объекта, нежели своих.

Просто используйте Move Method, чтобы перенести его туда, где он должен быть. Если только часть метода страдает завистью, используйте сначала Extract Method.

В случае, когда метод использует данные от нескольких объектов, поместите его к объекту, в котором он заинтересован больше всего. Используйте Extract Method для изоляции зависимостей.

Использование некоторых сложных шаблонов, таких как Strategy и Visitor, нарушает эти правила. Общая рекомендация - всегда соблюдать баланс между сложностью и необходимой гибкостью.

Группы данных

Если вы видите, что элементы данных всегда путешествуют вместе, объедините их в один объект. Используйте Extract Class для полей, Preserve Whole Object и Introduce Parameter Object для параметров методов.

Хороший метод проверки: если вы удалите один из элементов данных, будут ли остальные иметь смысл? Если да, то здесь должен быть рожден объект.

Одержимость примитивами

Начинающие объектные программисты обычно избегают использовать маленькие объекты для маленьких задач, таких как валюта, диапазоны, специальные строки для телефонных номеров и т.п. Вы можете выйти из пещер в цивилизованный мир объектов с помощью Replace Data Value with Object, Replace Array with Object, если это код типа, то используйте Replace Type Code with Class, Replace Type Code with Sublasses и Replace Type Code with Strategy.

Оператор Switch (Case)

Хороший объектный код очень редко использует операторы Switch. Часто вы видите один и тот же Switch в разных местах. Если вам надо добавить еще один выбор, вам придется искать все операторы Switch.

В большинстве таких случаев лекарством является полиморфизм. Если Switch переключается по коду типа, используйте Replace Type Code with Sublasses или Replace Type Code with Strategy. Вам может понадобиться Extract Method и Move Method чтобы изолировать Switch и поместить его в нужный класс. Когда вы настроите структуру наследования, используйте Replace Conditional with Polymorphism.

Параллельные иерархии наследования

Параллельные иерархии - это частный случай хирургии дробовиком. Каждый раз, когда вы добавляете потомок класса, вы вынуждены добавлять потомок другому классу. Сначала сделайте так, что экземпляры одной иерархии ссылались на соответсвующие экземпляры другой. Потом используйте Move Method и Move Field и вторая иерархия исчезнет понемногу.

Ленивый класс

Каждый созданный класс стоит вам денег - на его понимание и содержание. Класс, который не делает достаточно, чтобы окупить себя, должен быть уничтожен. Часто это класс, который раньше окупался, но был урезан при рефакторинге. Если он является потомком другого класса, используйте Collapse Hierarchy. Почти бесполезные классы должны подвергнуться Inline Class.

Спекулятивное обобщение

Это случай когда кто-то говорит: "О, смотрите, нам когда-нибудь понадобится такая-то возможность" и поэтому хочет вставить всякие хуки и специальные случаи чтобы работать с вещами, которые не нужны. Результат получается сложнее в использовании и сопровождении.

Если у вас есть абстрактные классы, которые ничего не делают, используйте Collapse Hierarchy. Ненужная делегация может быть удалена с помощью Inline Class. Методы с неиспользуемыми параметрами должны быть подвергнуты Remove Parameter.

Временное поле

Иногда вы встречаете код, в котором переменные экземпляра используются только в определенных случаях. Это очень затрудняет понимание.

Используйте Extract Class, чтобы сделать дом для бедных сироток. Поместите туда весь код, относящийся к этим полям. Также вы можете избавиться от условного кода с помощью Introduce Null Object, для создания альтернативного объекта на случай, когда эти поля не имеют смысла.

Цепочка сообщений

Если вы видите код, когда клиент просит объект у другого объекта, затем у этого объекта следующий объект и т.п. Это может быть длинная строка getThis методов или последовательность временных переменных. В любом случае, при подобных вызовах, мы явно предполагаем знание о структуре объектов в цепочке. Любое изменение во взаимосвязях повлечет изменение этого кода. Здесь надо использовать Hide Delegate. Посмотрите, зачем используется результат вызова. Используйте Extract Method и затем Move Method , чтобы продвинуть его дальше по цепочке. Некоторые выступают против любой цепочки методов. Мы выступаем за умеренность.

Посредник

Одно из главных свойств объектов - инкапсуляция. Вы спрашиваете директора свободен ли он для встречи. Он делегирует сообщение своему ежедневнику и отвечает. Вам не надо знать, использует ли он ежедневник, электронную штуковину или секретаря.

Однако, это может зайти слишком далеко. Вы смотрите на интерфейс класса и видите, что половина его методов просто делегируют вызовы другим классам. Время использовать Remove Middle Man и напрямую говорить с объектами, которые знают что происходит. Если только некоторые методы делегируют, то напустите на них Inline Method. Если кроме делегации добавляется поведение, используйте Replace Delegation with Inheritance.

Неоправданная близость

Иногда классы становятся слишком близки и проводят слишком много времени с приватными частями друг друга.

Используйте Move Method и Move Field для разделения частей и уменьшения близости. Посмотрите, нельзя ли организовать Change Bidirectional Association to Unidirectional. Если у классов действительно есть общий интерес, используйте Extract Class, чтобы положить общие части в одно место.

Наследование часто ведет к неоправданной близости. Потомки всегда знают о предках больше, чем хотелось бы предкам. Используйте Replace Inheritance with Delegation, когда пора покидать дом.

Неполный библиотечный класс

Зачастую библиотечный класс не совсем нас устраивает, но мы не можем применить что-то типа Move Method к нему. Если вам надо добавить пару методов, используйте Introduce Foreign Method. Если добавлять надо много, вам понадобится Introduce Local Extension.

Класс для данных

Бывают классы, которые содержат только поля и методы для доступа к ним. Это просто тупые контейнеры для данных и скорее всего, другие классы слишком детально ими манипулируют. Во-первых, примените Encapsulate Field и Encapsulate Collection, пока никто не видел. Посмотрите, где данные класса используются. Попробуйте применить Move Method, чтобы перенести этот код в сам класс данных. Классы для данных как дети. Они нужны на начальных этапах. Но чтобы вести себя как взрослый объект, они должны брать на себя ответственность.

Отвергнутое наследство

Подклассы наследуют методы и данные от их предков. Но иногда они не пользуются тем, что им дают.

Традиционный ответ - иерархия плохая. Вам нужно создать новый порожденный класс и применить Push Down Method и Push Down Field. Но по нашему саркастическому использованию слова традиционный, вы догадались, что мы не будем это всегда советовать. Мы используем наследование для повторного использования. Оно сопровождается плохим запахом, но обычно он не очень силен. Если отвергнутое наследство представляет собой проблему, то воспользуйтесь традиционным советом.

В основе рефакторинга лежит последовательность небольших эквивалентных (то есть сохраняющих поведение) преобразований. Поскольку каждое преобразование маленькое, программисту легче проследить за его правильностью, и в то же время вся последовательность может привести к существенной перестройке программы и улучшению её согласованности и чёткости.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Рефакторинг кода

    ✪ Признаки плохого программиста

    ✪ Основа рефакторинга:: SOLID:: Single Respnosibility:: Spring

    ✪ Знакомство с JavaScript #8 - Рефакторинг

    ✪ Книги для программистов Java Enterprise

    Субтитры

Цели рефакторинга

Цель рефакторинга - сделать код программы более легким для понимания; без этого рефакторинг нельзя считать успешным.

Рефакторинг следует отличать от оптимизации производительности . Как и рефакторинг, оптимизация обычно не изменяет поведение программы, а только ускоряет её работу. Но оптимизация часто затрудняет понимание кода, что противоположно рефакторингу .

С другой стороны, нужно отличать рефакторинг от реинжиниринга , который осуществляется для расширения функциональности программного обеспечения. Как правило, крупные рефакторинги предваряют реинжиниринг.

Причины применения рефакторинга

Рефакторинг нужно применять постоянно при разработке кода. Основными стимулами его проведения являются следующие задачи:

  1. необходимо добавить новую функцию, которая недостаточно укладывается в принятое архитектурное решение ;
  2. необходимо исправить ошибку, причины возникновения которой сразу не ясны;
  3. преодоление трудностей в командной разработке, которые обусловлены сложной логикой программы.

Признаки плохого кода

Во многом при рефакторинге лучше полагаться на интуицию, основанную на опыте. Тем не менее имеются некоторые видимые проблемы в коде (англ. code smells ), требующие рефакторинга:

  1. длинный метод;
  2. большой класс;
  3. длинный список параметров;
  4. «жадные» функции - это метод, который чрезмерно обращается к данным другого объекта;
  5. избыточные временные переменные;
  6. классы данных;
  7. несгруппированные данные.

Рефакторинг кода

В программировании термин рефакторинг означает изменение исходного кода программы без изменения его внешнего поведения. В экстремальном программировании и других гибких методологиях рефакторинг является неотъемлемой частью цикла разработки ПО: разработчики попеременно то создают новые тесты и функциональность, то выполняют рефакторинг кода для улучшения его логичности и прозрачности. Автоматическое юнит-тестирование позволяет убедиться, что рефакторинг не разрушил существующую функциональность.

Рефакторинг изначально не предназначен для исправления ошибок и добавления новой функциональности, он вообще не меняет поведение программного обеспечения и это помогает избежать ошибок и облегчить добавление функциональности. Он выполняется для улучшения понятности кода или изменения его структуры, для удаления «мёртвого кода» - всё это для того, чтобы в будущем код было легче поддерживать и развивать. В частности, добавление в программу нового поведения может оказаться сложным с существующей структурой - в этом случае разработчик может выполнить необходимый рефакторинг, а уже затем добавить новую функциональность.

Это может быть перемещение поля из одного класса в другой, вынесение фрагмента кода из метода и превращение его в самостоятельный метод или даже перемещение кода по иерархии классов. Каждый отдельный шаг может показаться элементарным, но совокупный эффект таких малых изменений в состоянии радикально улучшить проект или даже предотвратить распад плохо спроектированной программы.

Методы рефакторинга

Выделение метода (Extract Method)

Выделение метода заключается в выделении из длинного и/или требующего комментариев кода отдельных фрагментов и преобразовании их в отдельные методы, с подстановкой подходящих вызовов в местах использования. В этом случае действует правило: если фрагмент кода требует комментария о том, что он делает, то он должен быть выделен в отдельный метод. Также правило: один метод не должен занимать более чем один экран (25-50 строк, в зависимости от условий редактирования), в противном случае некоторые его фрагменты имеют самостоятельную ценность и подлежат выделению. Из анализа связей выделяемого фрагмента с окружающим контекстом делается вывод о перечне параметров нового метода и его локальных переменных.

Перемещение метода (Move Method)

Перемещение метода применяется по отношению к методу, который чаще обращается к другому классу, чем к тому, в котором сам располагается.

Замена условного оператора полиморфизмом (Replace Conditional with Polymorphism)

Условный оператор с несколькими ветвями заменяется вызовом полиморфного метода некоторого базового класса, имеющего подклассы для каждой ветви исходного оператора. Выбор ветви осуществляется неявно, в зависимости от того, экземпляру какого из подклассов оказался адресован вызов.

Основные принципы:

Проблемы, возникающие при проведении рефакторинга

  • проблемы, связанные с базами данных;
  • проблемы изменения интерфейсов;
  • трудности при изменении дизайна.

George Carrette

Определение и применение рефакторинга кода

Что такое рефакторинг кода понять несложно – определений в сети достаточно много. Наиболее удачное и полное, на мой взгляд, в википедии, и не только потому, что оно исчерпывающее, но и потому, что в нем рефакторинг противопоставляется таким этапам , как оптимизация и реинжиниринг. Познакомиться с этим вариантом определения легко, набрав в строке слово "Рефакторинг" и открыв (скорее всего первую) ссылку на сайт свободной энциклопедии.

Итак, рефакторинг кода – это процесс внесения изменений в исходный код программы посредством , смысл которых эквивалентен прежним фрагментам , но результат выглядит более стройным, органичным и логичным.

Когда уместно проводить рефакторинг кода?

В жизни каждой программы, по крайней мере, в жизни тех, что разрабатываются на заказ, наступает этап, когда основные заказчика, по мнению разработчика, выполнены, и программный продукт поступает на . А может быть даже в опытную эксплуатацию. В ходе тестирования, если у того, кто его проводит, руки растут из нужного места и мозги работают в правильном направлении, на разработчика начинает валиться большое число bug-ов, связанных с исключительными ситуациями, “защитой от дурака”, экстремальными объемами данных, неприемлемым быстродействием и так далее (идеально работающие программы сразу не пишутся). Разработчик старается быстро реагировать на вызовы судьбы и вносит большое количество локальных исправлений, а иногда и “заплат”, вследствие чего код теряет первоначальную стройность и сбалансированность. Вот в моменты между основными волнами наплывов претензий со стороны отдела технического контроля или просто ОТК и следует проводить рефакторинг кода: анализировать код и, используя ряд эффективных приемов, преобразовывать его к более согласованному и “прозрачному виду.” Естественно, что этап рефакторинга нельзя считать однократным.

Также, уместно проводить рефакторинг кода после добавления новой функциональности, поскольку такие действия легко могут привести к необходимости провести ряд преобразований, связанных с манипуляцией и их элементами. Довольно часто новая функциональность является причиной извлечения новых методов или даже новых классов и/или переименования их, поскольку роль последних может быть расширена, уточнена или специализирована.

Как мне кажется, отдельного внимания, помимо прочих, должны быть удостоены и те части кода, которые давно не редактировались (не были затронуты в процессе исправления ошибок или расширения функциональности), поскольку вряд ли они настолько невосприимчивы к вносимым вами изменениям, хотя и сохраняют корректное поведение. Но это уже ответ скорее не на вопрос “Когда уместно…”, а на вопрос “Где искать…”

Кому может быть полезен рефакторинг кода?


Ну во-первых, проведение рефакторинга кода может положительно сказаться на вашем моральном состоянии и отношении к написанному вами программному продукту. Это очень важно, поскольку вам его еще сопровождать и совершенствовать. Искать и исправлять ошибки также куда быстрее и эффективнее в стройном и прозрачном коде. Можно сделать и обратный вывод: чем дольше вы ищете ошибки в коде, тем он менее соответствует определению структурированного и чистого кода. Рефакторинг не поможет исправить нерабочий код, но может помочь диагностировать причины таких неприятностей.

Во-вторых, сложные программные компоненты часто разрабатываются совместно несколькими людьми. Инструментов для организации совместной существует много: например это Rational Suite, в состав которого входит bag-tracker Clear-Quest и инструмент контроля версий программных компонентов Clear-Case. В последних версий, например, есть замечательный инструмент Team Foundation Server. Понятно, что любой “зрелый” программный компонент должен сопровождаться подробным описанием его внешних программных интерфейсов (спецификаций), но нужно также понимать, что любой опытный разработчик, зная, как пишутся такие спецификации, захочет изучить логику работы вашего компонента, анализируя непосредственно его . Вот для этих целей хорошо было бы, чтобы ваш код был “читабельным”. Таким образом, можно сделать вывод, что рефакторинг кода может помочь ускорить процесс совместной разработки программного продукта.

Рефакторинг vs Реинжиниринг?

Если рефакторинг кода не меняет поведения программы, то реинжиниринг на такое способен. Можно рассматривать реинжиниринг, как крайнюю форму рефакторинга, но мне кажется, что это не вполне корректно. Скорее, рефактиринг может стать причиной легкого реинжиниринга. Рассмотрим вариант, когда периодический рефакторинг в процессе интенсивного тестирования программного продукта может привести к реинженирингу:

Специалисты ОТК, а возможно, уже и пользователи (зависит от этапа жизненного цикла программного продукта) постоянно регистрируют ошибки, непосредственно связанные с особенностью принятых вами решений при . Возможно, вы некорректно выбрали в процессе разработки архитектуры вашей программы. и периодический рефакторинг могут выявить такие места – они выглядят громоздкими, нелогичными и не поддаются общеизвестным правилам рефакторинга. Вы принимаете решение внести изменения в архитектуру программы, оцениваете последствия и грядущие изменения в ее поведении, согласуете и объявляете о планируемых изменениях и приступаете к реинжинирингу.

Также, часто возникает потребность в реинжиниринге, когда необходимо расширить имеющуюся функциональность, или перейти на использование иных библиотек сторонних производителей, или на использование другой базы данных ну и т.д. и т.п.

Рефакторинг vs Оптимизация

Ну тут совсем все легко, потому как рефакторинг кода и оптимизация кода преследуют разные цели, и, как это обычно бывает, оказывают противоположный эффект на читаемость кода, хотя и тот и другой не меняют логику работы программы. В процессе оптимизации программного кода главной целью является обеспечение приемлемой скорости выполнения (или рационального расходования памяти в ходе выполнения) критических участков - “узких мест” в программе. В жертву могут быть принесены не только логичность и “красота” программного кода, но и основные догмы . Результатами оптимизации могут стать и появление глобальных переменных, и “лишние” отрытые методы и свойства, раскрывающие детали реализации ваших классов и т.п. безобразия. На мой взгляд, нужно уделять особое внимание рефакторингу, а необходимость в оптимизации стараться сводить к минимуму за счет уместного использования качественных библиотек сторонних производителей.

Именование переменных, свойств, методов и функций

Данная тема не имеет прямого отношения к рефакторингу кода, но, тем не менее, оказывает немалое влияние на его читабельность. Каждый разработчик со временем вырабатывает свой стиль кодирования и, как следствие, использует свои правила именования лексем, частично или полностью заимствованные из различных нотаций. Довольно часто используют соглашения так называемой венгерской нотации . Я не буду в этой статье перечислять все соглашения этой замечательной нотации, обсуждать ее плюсы и минусы, но сделаю акцент на основном, по моему мнению, преимуществе ее использования: обозначение переменной или константы, помимо ее семантики, также отражает ее тип и . Например: m_iIndex – переменная, член класса целочисленного типа; gc_bUseCache - глобальная константа булева типа и т.д. Согласитесь, это довольно серьезно может облегчить жизнь тому, кто пытается разобраться в чужом коде. Помимо использования соглашений венгерской нотации я также рекомендую следовать следующим правилам:

  • Наименования свойств и полей класса булева типа формировать с использованием модальных и вспомогательных глаголов в соответствии с их назначением, например: Is ReadOnly , Has Value , Can Restore и т.д.;

  • Наименования методов, выполняющих какие-либо служебные, не связанные со спецификой вашей программы операции стараться формировать с использованием таких же служебных, часто используемых для обозначения смысла этих операций глаголов: Update View , Evaluate Value , Refresh Context и т.д.

  • При именовании методов стоит учитывать наименование класса и не дублировать его в наименовании этих методов, например: для обозначения методов открытия и закрытия соединения с базой данных класса DbConnection стоит выбрать имена Open и Close , а не Open Connection и Close Connection , соответственно. Исключением могут являться случаи, когда действие, выполняемое методом специфично или вторично по отношению к основному функционалу класса, например: методы работы с журналом событий Open Log и Close Log для того же класса DbConnection .

  • Если метод или свойство открытое (public), а его назначение нетривиально (в том смысле, что не может быть сформулировано одним или двумя словами типа GetResource или SaveChanges), то скорее всего не стоит его именовать “склеиванием” сокращений нескольких слов типа GetNewClntProf – такой подход уместен для внутреннего использование, но не для метода, который “торчит наружу”, являясь частью открытого интерфейса - не все поймут правильно эту аббревиатуру, не говоря уже о том, что в разных языках (естественных) различные правила сокращения слов. Лучше не жалеть места и составить наименование, как конкатенацию всех слов целиком: GetNewClientProfile .

  • Для того, чтобы в контексте метода или функции отличать ее параметры от локальных переменных (глобальные переменные и члены класса и так выделяются префиксом типа m_ , c_ , g_ и т.д.) предлагаю имена этих локальных переменных начинать с подчеркивания “_” (естественно, если это позволяет синтаксис выбранного вами языка программирования) и дальше в соответствии с венгерской нотацией.

Рефакторинг кода

При создании приложений многие разработчики сначала заботятся об их функциональности, а когда она обеспечена, переделывают приложения таким образом, чтобы они были более управляемыми и удобочитаемыми. Это называется рефакторингом (refactoring) . Под рефакторингом понимается процесс переделки кода для повышения удобочитаемости и производительности приложений, а также обеспечения безопасности типов и приведения кода к такому виду, в котором он лучше соответствует рекомендуемым приемам объектно-ориентированного программирования. К счастью, теперь в Visual Studio 2010 можно достаточно хорошо автоматизировать этот процесс.

За счет использования меню Refactor (Рефакторинг) , которое становится доступным при открытом файле кода, а также соответствующих клавиатурных комбинаций быстрого вызова, смарт-тегов (smart tags) и/или вызывающих контекстные меню щелчков, можно существенно видоизменять код с минимальным объемом усилий. В следующей таблице перечислены некоторые наиболее распространенные приемы рефакторинга, которые распознаются в Visual Studio 2010:

Возможности рефакторинга кода
Прием рефакторинга Описание
Extract Method
(Извлечение метода)
Позволяет определять новый метод на основе выбираемых операторов программного кода
Encapsulate Field
(Инкапсуляция поля)
Позволяет превращать общедоступное поле в приватное, инкапсулированное в форму свойство C#
Extract Interface
(Извлечение интерфейса)
Позволяет определять новый тип интерфейса на основе набора существующих членов типа
Reorder Parameters
(Переупорядочивание параметров)
Позволяет изменять порядок следования аргументов в члене
Remove Parameters
(Удаление параметров)
Позволяет удалять определенный аргумент из текущего списка параметров
Rename
(Переименование)
Позволяет переименовывать используемый в коде метод, поле, локальную переменную и т.д. по всему проекту

Чтобы увидеть процесс рефакторинга в действии, давайте модифицируем метод Main(), добавив в него следующий код:

Using System; using System.Collections.Generic; using System.Linq; using System.Text; namespace ConsoleApplication1 { class Program { static void Main(string args) { // Настраиваем консольный интерфейс (CUI) Console.Title = "Мое приложение"; Console.ForegroundColor = ConsoleColor.Yellow; Console.BackgroundColor = ConsoleColor.Blue; Console.WriteLine("Привет, это мой проект!"); Console.BackgroundColor = ConsoleColor.Black; Console.ReadLine(); } } }

В таком, как он есть виде, в этом коде нет ничего неправильного, но давайте представим, что возникло желание сделать так, чтобы данное приветственное сообщение отображалось в различных местах по всей программе. В идеале вместо того, чтобы заново вводить ту же самую отвечающую за настройку консольного интерфейса логику, было бы неплохо иметь вспомогательную функцию, которую можно было бы вызывать для решения этой задачи. С учетом этого, попробуем применить к существующему коду прием рефакторинга Extract Method (Извлечение метода) .

Для этого выделите в окне редактора все содержащиеся внутри Main() операторы, кроме последнего вызова Console.ReadLine() , и щелкните на выделенном коде правой кнопкой мыши. Выберите в контекстном меню пункт Refactor --- Extract Method (Рефакторинг --- Извлечь метод).

После этого метод Main() станет вызывать новый только что сгенерированный метод MyConfigCUI(), внутри которого будет содержаться выделенный ранее код:

Using System; using System.Collections.Generic; using System.Linq; using System.Text; namespace ConsoleApplication1 { class Program { static void Main(string args) { //Настраиваем консольный интерфейс (CUI) MyConfigCUI(); Console.ReadLine(); } private static void MyConfigCUI() { Console.Title = "Мое приложение"; Console.ForegroundColor = ConsoleColor.Yellow; Console.BackgroundColor = ConsoleColor.Blue; Console.WriteLine("Привет, это мой проект!"); Console.BackgroundColor = ConsoleColor.Black; } } }

Нетрудно заметить, подобные мастера позволяют довольно легко производить рефакторинг кода не только на одной странице, но и во всем приложении. К числу других доступных возможностей относятся.

2024 bioaquansk.ru. Школа компьютерной грамотности.