Информационные процессы хранение и передача информации босова. Конспект урока на тему: «информационные процессы: хранение и передача информации

Ключевые слова:

  • информационные процессы
  • информационная деятельность
  • сбор информации
  • обработка информации
  • хранение информации, носитель информации
  • передача информации, источник, канал связи, приёмник

1.5.1. Понятие информационного процесса

Последовательная смена состояний (изменение) в развитии чего-либо называется процессом.

Можно выделить следующие основные информационные процессы: сбор информации, представление информации, обработка информации, хранение информации, передача информации.

Рассматривая карту местности, читая афишу, просматривая телепередачу, измеряя температуру воздуха, делая новые записи в календаре погоды или в телефонной книге, мы собираем и сохраняем информацию. Пытаясь решить возникшую проблему, выполнить домашнее задание, ответить на вопрос, мы всегда обрабатываем известную информацию. Отправляем мы телеграмму, пишем SMS-сообщение или разговариваем по телефону - мы передаём и получаем информацию.

Ранее мы уже рассмотрели процесс представления информации. Теперь рассмотрим более подробно другие информационные процессы.

1.5.2. Сбор информации

Решение практически любой задачи начинается со сбора информации. Например, для того чтобы знать, какие телефильмы вы сможете посмотреть во время каникул, вам нужно собрать соответствующую информацию из программ телеканалов. Чтобы подготовить сообщение о достопримечательностях родного края, вам нужно расспросить взрослых, посетить краеведческий музей, изучить справочную литературу. Чтобы выбрать книгу в подарок другу, нужно знать, чем он интересуется и какие книги у него уже есть.

Особая ценность собранной информации состоит в том, что она является источником новых знаний об окружающем нас мире.

Можно привести примеры сбора информации, предполагающие использование различных измерительных устройств. Так, задача составления прогноза погоды предполагает сбор на метеорологических станциях информации о температуре, осадках, атмосферном давлении, влажности воздуха, скорости и направлении ветра.

Многие интересующие специалистов процессы протекают очень быстро и могут быть сопряжены с опасностью для жизни. Например, такие ситуации могут возникнуть при сборе информации об аэродинамических характеристиках при разработке новой модели автомобиля, о его возможных повреждениях при столкновении с препятствием и т. д. В подобных случаях для сбора информации используются сложные автоматизированные измерительные комплексы.

Задача 1 . В велокроссе участвуют 128 спортсменов. Специальное устройство регистрирует прохождение каждым из участников промежуточного финиша, записывая его номер цепочкой из нулей и единиц минимальной длины, одинаковой для каждого спортсмена. Каков будет информационный объём сообщения, записанного устройством после того, как промежуточный финиш пройдут 80 велосипедистов?

Решение . Номера 128 участников кодируются с помощью двоичного алфавита. Требуемая разрядность двоичного кода (длина цепочки) равна 7, так как 128 = 2 7 . Иначе говоря, зафиксированное устройством сообщение о том, что промежуточный финиш прошёл один велосипедист, несёт 7 битов информации. Когда промежуточный финиш пройдут 80 спортсменов, устройство запишет 80 7 = 560 битов, или 70 байтов информации.

Ответ: 70 байтов.

1.5.3. Обработка информации

Информацию об окружающем мире, собранную непосредственно через органы чувств или с помощью измерительных приборов, человек должен своевременно обрабатывать. Например, при переходе улицы следует очень быстро обрабатывать информацию о сигналах светофора, о движении автомашин и др. Значительно большие информационные потоки должен обрабатывать специалист, обслуживающий пульт управления электростанции или другой сложной технической системы.

Когда пешеход переходит улицу, ученик отвечает на вопрос по истории, решает геометрическую задачу или переводит текст с русского языка на иностранный, а пилот принимает решение о наборе высоты или изменении скорости полёта, все они обрабатывают входную (поступившую) информацию. Из этой информации после её обработки получается выходная информация.

Можно выделить два типа обработки информации:

  1. обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
  2. обработка, связанная с изменением формы представления информации, не изменяющая её содержания.

К первому типу обработки информации относятся: преобразование по правилам (в том числе вычисления по формулам), исследование объектов познания по их моделям, логические рассуждения, обобщение и др.

Задача . Пятеро одноклассников: Аня, Саша, Лена, Вася и Миша стали победителями олимпиад школьников по физике, математике, информатике, литературе и географии. Известно, что:

  1. победитель олимпиады по информатике учит Аню и Сашу работе на компьютере;
  2. Лена и Вася тоже заинтересовались информатикой;
  3. Саша всегда побаивался физики;
  4. Лена, Саша и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием;
  5. Саша и Лена поздравили победителя олимпиады по математике;
  6. Аня сожалеет о том, что у неё остаётся мало времени на литературу.

Победителем какой олимпиады стал каждый из этих ребят?

Решение . Задачи такого типа решаются с помощью логических рассуждений, которые удобно фиксировать в таблице.

Ниже представлена таблица, в которой отражена информация о победителях олимпиад, содержащаяся в условии задачи. Например, из п. 1 можно сделать вывод, что ни Аня, ни Саша не являются победителями олимпиады по информатике. Это отражено в таблице знаками «-» в ячейках на пересечении строк и столбцов с соответствующими именами школьников и названиями олимпиад.

Имеющейся в таблице информации достаточно, чтобы сделать вывод о том, что победителем олимпиады по информатике стал Миша. Отметим это знаком « + » в соответствующей ячейке. Так как каждый из ребят стал победителем одной олимпиады, то Миша не может быть победителем олимпиад по физике, математике, литературе и географии. Отразим это знаками «-» в соответствующих ячейках. Продолжив рассуждения, получим:

Ответ: Аня - победитель олимпиады по математике, Саша - по географии, Лена - по физике, Вася - по литературе, Миша - по информатике.

Ко второму типу обработки информации можно отнести:

  • структурирование - организацию информации по некоторому правилу, связывающему её в единое целое;
  • кодирование - переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для восприятия, хранения, передачи или обработки информации;
  • отбор информации, требуемой для решения некоторой задачи из большого информационного массива.

Так, большая часть информации в школьных учебниках представлена в форме текста на естественном языке. Представить изучаемый материал в общих, главных чертах, структурировать его, показав связи между отдельными частями, позволяют графические схемы. Одной из разновидностей таких графических схем является граф. Граф состоит из вершин, связанных линиями. Вершины графа могут изображаться кругами, овалами, точками, прямоугольниками и т. д. Линии, связывающие вершины, могут быть направленными (со стрелкой) или ненаправленными (без стрелки). В первом случае их называют дугами, во втором - рёбрами.

Например, типы обработки информации можно представить с помощью графа, изображённого на рис. 1.10.

Рис. 1.10.
Граф, содержащий информацию о типах обработки информации

Главным помощником человека в обработке больших информационных потоков является компьютер. Например, учёному трудно анализировать результаты измерений - десятки и сотни тысяч чисел, собранных с помощью некоторых автоматических устройств. Для получения информации о свойствах изучаемых объектов результаты измерений должны быть интерпретированы. Компьютеры позволяют на основании результатов измерений построить диаграммы и графики, дающие наглядное представление о соотношениях величин и зависимостях свойств в изучаемых предметах, процессах, явлениях.

На уроках информатики и ИКТ вы познакомитесь с возможностями компьютеров в обработке информации разных видов.

1.5.4. Хранение информации

Для того чтобы информация стала достоянием многих людей и могла передаваться последующим поколениям, она должна быть сохранена. История человечества знает разные способы хранения информации. Это и рисунки на стенах пещер, и глиняные таблички с клинописью, и рукописи на папирусе, и тексты на пергаменте, и берестяные грамоты, и всевозможные документы на бумаге. С помощью магнитофона можно записать разговор людей или пение птиц, с помощью фотоаппарата или видеокамеры - сохранить изображение.

Хранение информации всегда связано с её носителем - материальным объектом, на котором можно тем или иным способом зафиксировать информацию.

Основным носителем информации на протяжении нескольких столетий остаётся бумага, что связано с такими её свойствами, как: относительная дешевизна изготовления; прочность и долговечность; удобство нанесения знаков и рисунков с помощью разноцветных красок.

Много интересного о носителях информации, использовавшихся в далёком прошлом, вы можете узнать из статьи «Бумага и прочие писчие материалы» энциклопедии «Кругосвет», размещённой на сайте http://school-collection.edu.ru/

В наши дни широкое распространение получили электронные носители информации - магнитные диски, оптические диски, флэш-карты и др. Информация, хранящаяся на электронных носителях, может быть воспроизведена и обработана с помощью компьютера.

Важным хранилищем информации для человека является его память. Действительно, каждый человек определённую информацию хранит «в уме». Мы помним свой домашний адрес, имена, адреса и телефоны близких родственников и друзей. В нашей памяти хранятся таблицы сложения и умножения, основные орфограммы и другие знания, полученные в школе. Но так уж устроен человек, что если не закреплять знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается. Избежать потерь информации нам помогают записные книжки, справочники, энциклопедии и другие долговременные носители информации.

Хранилищами информации для человечества являются библиотеки, архивы, патентные бюро, картинные галереи и музеи, видеотеки и фонотеки. Гигантским хранилищем информации является компьютерная сеть Интернет.

1.5.5. Передача информации

Мы постоянно участвуем в процессе передачи информации. Люди передают друг другу просьбы, приказы, отчёты о проделанной работе, публикуют рекламные объявления, отправляют телеграммы, пишут письма. Передача информации происходит при чтении книг, при просмотре телепередач, при разговоре по телефону и общении в компьютерной сети Интернет.

Рассмотрим процесс передачи информации более подробно (рис. 1.11):

  1. информация от источника поступает в кодирующее устройство;
  2. в кодирующем устройстве информация преобразуется в форму, удобную для передачи;

Рис. 1.11.
Схема передачи информации

  1. закодированная информация поступает от источника к приёмнику (получателю) по соответствующему каналу передачи информации - каналу связи;
  2. приёмник содержит декодирующее устройство; в этом устройстве происходит преобразование закодированной информации, поступившей по каналу связи, к исходной форме.

В процессе передачи информация может искажаться или теряться, если каналы связи имеют плохое качество или на линии связи действуют помехи.

Универсальным средством передачи информации являются компьютерные сети. С их помощью можно передавать любую информацию (текст, числа, звук, изображение).

1.5.6. Информационные процессы в живой природе и технике

Информационные процессы - необходимое условие жизнедеятельности любого организма. Приведём несколько примеров информационных процессов в живой природе:

  • цветки и соцветия некоторых растений в течение дня поворачиваются вслед за солнцем;
  • пчёлы танцем передают сородичам информацию об источниках корма;
  • многие дикие животные пахучими метками дают знать чужакам, что эта территория уже занята;
  • трели соловья служат для привлечения самки;
  • домашние животные отличают знакомых людей от незнакомых;
  • животные в цирке выполняют команды дрессировщиков.

Информационные процессы характерны и для технических устройств. Например, автоматическое устройство, называемое термостатом, воспринимает информацию о температуре помещения и в зависимости от заданного человеком температурного режима включает или отключает отопительные приборы. Программно управляемые станки работают, руководствуясь заложенной в них информацией - программой их работы; автопилот управляет самолетом в соответствии с заложенной в него программой и т. д.

На сайте http://school-collection.edu.ru/ размещены анимационные ролики «Информация в живой природе» и «Информация в технике». Знакомство с ними поможет вам расширить свои представления о разнообразии информационных процессов.

Самое главное

Процессы, связанные с изменением информации или действиями с использованием информации, называют информационными процессами.

Деятельность человека, связанную с процессами сбора, представления, обработки, хранения и передачи информации, называют информационной деятельностью.

Решение практически любой задачи начинается со сбора информации.

Обработка информации - это целенаправленный процесс изменения содержания или формы представления информации.

Передача информации осуществляется по схеме: источник информации - кодирующее устройство - канал связи - декодирующее устройство - приёмник информации.

Вопросы и задания

  1. Приведите примеры информационной деятельности человека. Приведите примеры профессий, в которых основным видом деятельности является работа с информацией.
  2. Подберите примеры ситуаций, в которых информация:
  3. Что, с информационной точки зрения, является целью:

      а) работы с каталогом библиотеки;

      б) работы со словарём;

      в) учёбы в школе?

  4. Метеорологическая станция ведет наблюдение за влажностью воздуха. Результатом одного измерения является целое число от О до 100 процентов, которое записывается цепочкой из нулей и единиц минимальной длины, одинаковой для каждого измерения. Станция сделала 8192 измерения. Определите информационный объём результатов наблюдений.
  5. Какова для вас ценность результатов измерений, выполненных автоматической космической станцией?
  6. Какую входную информацию следует обработать, чтобы:

      а) вычислить площадь прямоугольника;

      б) принять решение о покупке новой модели мобильного телефона;

      в) сделать на уроке сообщение об основных информационных процессах в биологических и технических системах?

  7. Приведите примеры ситуаций, в которых осуществляется обработка информации, ведущая к:

      а) получению новой информации;

      б) изменению формы представления существующей информации.

  8. Боря, Витя, Гриша и Егор встретились на Всероссийской олимпиаде по информатике. Ребята приехали из разных городов: Москвы, Омска, Санкт-Петербурга и Кирова. Известно, что Боря жил в одной комнате с мальчиком из Кирова и ни один из этих двух мальчиков никогда не был ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге. Гриша играл в одной команде с мальчиком из Москвы, а вечерами к ним заходил приятель из Кирова. Егор и мальчик из Москвы увлекались игрой в шахматы. Кто из ребят откуда приехал?
  9. Приведите примеры известных вам носителей информации.
  10. Какую функцию выполняет оглавление в учебнике, система указателей в словаре, каталог в библиотеке?
  11. Племя Пульти пользуется 32-символьным алфавитом. Свод основных законов племени хранится на 512 глиняных табличках, на каждую из которых нанесено ровно 256 символов. Какое количество информации содержится на каждом носителе? Какое количество информации заключено во всём своде законов?
  12. Мощность алфавита равна 64. Сколько килобайтов памяти потребуется, чтобы сохранить 128 страниц текста, содержащего в среднем 256 символов на каждой странице?
  13. Вы отправляете товарищу SMS-сообщение с домашним заданием по математике. Рассмотрите эту ситуацию с информационной точки зрения, указав источник информации, кодирующее устройство, канал связи, декодирующее устройство и приёмник информации.
  14. Племя Мульти пишет письма, пользуясь 16-символьным алфавитом. Племя Пульти пользуется 32-символьным алфавитом. Вожди племен обменялись письмами, содержащими одинаковое количество символов. Сравните информационные объёмы сообщений, содержащихся в письмах.

УРОК ИНФОРМАТИКИ В 7 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ: «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: ХРАНЕНИЕ И ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ»

Канунникова Ксения Михайловна

Учитель информатики



Технологическая карта урока

Предмет: Информатика

Класс: 7 класс

Тема урока : Информационные процессы: хранение и передача информации

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: организация усвоения материала по теме: «Информационные процессы: хранение и передача информации»; совершенствование умений пользоваться ЭОР, выделения и структурирования информации; представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; осознание ценности возможностей хранения, передачи и обработки информации человеком.

Предметные результаты: знание примеров передачи и хранения информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике.

Метапредметные результаты: основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Личностные результаты: владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; формирование целостного мировоззрения.

Цели нашего урока:

организация усвоения материала о средствах хранения и передачи информации;

совершенствование умений работать с информацией: выделение и структурирование;

осознание ценности возможностей хранения и передачи и информации человеком.

Оборудование: компьютеры с выходом в Интернет, проектор.

Мотивация к учебной деятельности

(1-2 мин)

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Актуализация знаний, формулирование темы, постановка целей, пробное учебное действие

(3-5 мин)

Ставит проблемный вопрос (просит заполнить столбец «Знаю»)

Вспоминают известный материал, заполняют первый столбец, демонстрируют друг-другу результат

Толстый и тонкий вопрос

выявление места и причины затруднения

(5-7 мин)

Проводит параллель с уже известным материалом, и выдвигает проблему (просит заполнить столбец «Хочу узнать»)

Заполняют столбец «Хочу узнать», обсуждают результат в парах, выбирают наиболее интересные вопросы

Проблемный вопрос

Физ. минутка

Учитель проводит физ. минутку

Выполняют физ. минутку

Построение проекта выхода из затруднения

(10 мин)

Записывает выбранные школьникам вопросы на доске, просит учащихся самостоятельно ответить на них с помощью учебника и ЭОР.

Учащиеся работают с учебником и ЭОР, делают пометки возле тех вопросов, на которые удалось найти ответы.

Инсерт

первичное закрепление во внешней речи (1-2 мин)

Создаёт ситуацию успеха. Организует самостоятельную работу и работу в парах для самооценки.

Учитель просит ребят обменяться полученной информацией.

А так же предлагает рассказать, что особенно заинтересовало, удивило и что нового ребята узнали

В устной форме учащиеся обмениваются полученной информацией

Обсуждение

Корзина идей

самостоятельная работа с самопроверкой (3-4 мин)

Инсерт

включение в систему знаний и повторение

(5 минут)

рефлексия учебной деятельности на уроке

(5 мин)

Учитель предлагает вернуться к списку вопросов, и выяснить, на все ли вопросы найдены ответы, а также задать новые вопросы, которые возникли в процессе работы с информацией

Учащиеся пишут итоговый текст-резюме, начиная со слова: «Оказывается,…».

«Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю», «Телеграмма», «Синквейн»

Домашнее задание (2 мин)

Учитель предлагает разноуровневые задания для работы дома

Записываю домашнее задание

Конспект урока информатики в 7 классе

\

Ход урока:

I. Стадия Вызова.

1. Ребята, на каждом уроке вам задают домашнее задание, по русскому языку, литературе, географии, математике и тд. И для того чтобы его качественно выполнить вам необходимо уметь выполнять различные действия с информацией. Что вы понимаете под словосочетанием «действия с информацией»? (собирать, обрабатывать…) Как мы можем обобщить эти понятия? (информационные процессы)

На прошлом уроке мы говорили о таких информационных процессах как сбор (поиск) и обработка информации.

Как вы думаете, какие еще действия вам понадобятся для работы с информацией? (хранение и передача)

Молодцы ребята, а теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока? (информационные процессы: хранение и передача информации)

Замечательно, а сейчас давайте обозначим цели урока, ответив на следующие вопросы:

Мы должны:

    Узнать___________________________

    Понять___________________________

    Научиться________________________

2. И так, выясним, что же такое процессы хранения и передачи информации, и для этого я прошу вас вспомнить все, что вам известно о хранении и передачи информации и заполнить 1 графу «Знаю» в таблице , которая расположена на бланках, лежащих у вас на столах. Так же прошу обратить ваше внимание на таблицу оценки и самооценки, к которой мы вернемся в конце занятия. Записываем в графу «Знаю», все что можем вспомнить о хранении и передачи информации, у вас 2 мин, приступаем.

Знаю

Хочу знать

Узнал

3. Ребята, а теперь в парах познакомьте друг друга с содержанием своих записей.

2-3 ученика по просьбе учителя сообщают известные им сведения о средствах хранения, передачи и обработки информации всему классу, остальные при необходимости вносят дополнения и уточнения.

Учитель фиксирует основные сведения на доске.

4. А теперь, я предлагаю вам заполнить вторую колонку таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал (ЗХУ)» , а для этого сформулировать вопросы о средствах хранения и передачи информации, на которые вы не знаете ответов.

В качестве опоры, я предлагаю список вопросительных слов:

что, какие, как, сколько, где, почему, когда (толстые вопросы)? У вас 3 минуты, приступайте!

5. Ребята, а теперь обсудите в парах составленные вами вопросы и выберите наиболее интересные и наиболее важные для понимания данной темы. После чего озвучьте их.

Учитель их также записывает на доске.

Вопросы, заданные учениками:

    Какие средства хранения информации существуют?

    Как передается информация? …

6. Физ. минутка (1-2 мин)

II. Стадия Содержания.

1. Найти ответы на поставленные вопросы, можно по-разному.

Какие источники и способы поиска информации вы знаете?

Учащиеся перечисляют источники и способы поиска: можно обратиться к учебнику, к какой-либо поисковой системе Интернета.

Молодцы ребята, и мы воспользуемся некоторыми из них, обратимся к учебнику и интернету, а для этого мы разделимся на две группы:

1я группа должна ознакомиться с информацией на странице 18-19 учебника, п 1.2.4, а после воспользовавшись «Приложением 1», которое находится на рабочих стола компьютеров, обратиться к ЭОР

2я группа знакомиться с информацией на странице 19-20 учебника, п 1.2.5, а после также воспользовавшись «Приложением 1», которое находится на рабочих стола компьютеров, обратиться к ЭОР.

Ваша задача, по ходу работы с учебником и ЭОР делать пометки в учебнике карандашом, и заполнить 3 графу таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал (ЗХУ)» , а также составить новые вопросы, на которые можно найти ответы в учебнике и ЭОР. У вас 10 мин, начинаем!

Сильному учащемуся класса, предлагается выполнить индивидуальное задание с помощью ЭОР, а слабому учащемуся выполнить задание на карточке.

2. Учащиеся знакомятся с содержанием учебника по данной теме, садятся за компьютеры и обращаются к ЭОР, по ссылке из «Приложения 1» переходят на ЭОР, изучают материал.

3. Учащиеся обращаются к списку вопросов и выделяют пометками те из них, на которые были найдены ответы затем формулируют и записывают новые вопросы, информацию по которым также можно найти при изучении информации.

4. Хорошо, ребята, а теперь давайте обменяемся полученной вами информацией! Озвучьте, что вы записали в 3 графу таблицы, один представитель от группы зачитывает, а параллельная группа фиксирует информацию у себя в 3й графе таблицы.

    Расскажите о том, что вам уже было известно….

    Что нового узнали, изучив информацию в учебнике и с помощью ЭОР?

    Что в этой информации привлекло ваше внимание, что запомнилось?

III. Стадия Рефлексии.

1. Ребята, давайте вспомним на какую цель мы работали. У нас все получилось?

Возьмите в руки свои бланки и в таблицу оценки и самооценки поставьте отметку за урок в графу самооценка, затем обменяйтесь бланками с соседом по парте и поставьте отметку соседу, как вы его оцениваете за работу на уроке. Третью графу заполню я после урока и выведу среднее значение, эта оценка и пойдет в журнал.

2. А теперь я предлагаю вам написать телеграмму, которая начинается со слова «Оказывается…». Кратко написать самое важное, что вы уяснили с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться)

Это один из приемов применяемый на стадии рефлексии.

Учащиеся пишут итоговый текст-резюме, начиная со слова: «Оказывается, …». Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять что я думаю»

3. Давайте послушаем, что написали некоторые из вас (2-3 человека)

4. А теперь я предлагаю вам записать домашнее задание:

1. стр. 22, № 8, решить задачу – оценка 3;

2. построить схему «Информационные процессы» - оценка 4;

3. Нарисовать рисунок, изучив материал п. 1.2.6, и используя ЭОР, ссылка на стр 20 – оценка 5.

«Приложение 1» к плану-конспекту урока

Информационные процессы

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Чтобы перейти по ссылке, наведите на нее курсор, нажмите клавишу Ctrl и щелкните, на открывшемся ЭОР нажмите кнопку «Посмотреть ресурс»

Хранение информации. Память

Приложение 2.

Определите источник и приемник передачи информации (односторонний или двусторонний).

Приложение 3.

Список использованных документов и источников информации

Программа:

Босова Л.Л., А.Ю. Босова А.Ю.. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

Учебники:

    Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

    Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Методические пособия:

    Бородин М.Н.. Информатика. УМК для основной школы 5-9 классы. 7-9 классы. Методическое пособие. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013 г.

Электронные пособия:

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается ис­пользование следующих цифровых образовательных ресурсов:

    Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс».

    Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) из Единой коллекции ЦОР.

    Компьютерные презентации.

Конспект урока Информационные процессы Обработка информации (8 класс, урок 6, учебник Босова Л.Л.). На данном уроке ученики знакомятся с понятием информационного процесса — обработка информации.

Планируемые образовательные результаты:
предметные – общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире; умение приводить примеры сбора и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
метапредметные – навыки анализа процессов в биологических, технических и социальных системах, выделения в них информационной составляющей; общепредметные навыки обработки информации;
личностные – понимание значимости информационной деятельности для современного человека.

Решаемые учебные задачи:
1) закрепить навыки определения информационного веса символа произвольного алфавита и информационного объема сообщения, состоящего из некоторого количества символов;
2) познакомить учащихся с понятием информационного процесса;
3) рассмотреть примеры сбора информации как информационного процесса;
4) рассмотреть разные типы и способы обработки информации.

Основные понятия, изучаемые на уроке:
— информационные процессы;
— информационная деятельность;
— сбор информации;
— обработка информации.

Используемые на уроке средства ИКТ:
— персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
— ПК учащихся.

Электронные образовательные ресурсы
— презентация «Информационные процессы. Обработка информации»;
— ресурсы федеральных образовательных порталов:
1) анимация — тренажер «Интерактивный задачник. Измерение информации»;
2) анимация «Информация в человеческом обществе»;
3) анимация «Создание информации»;
4) анимация «Понятность информации».

Особенности изложения содержания темы урока
1. Организационный момент (1 минута)
Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.

2. Повторение. Проверка д/з (10 минут)
1) проверка изученного материала по вопросам 1-3, 5 к §1.4;
2) проверка выполнения домашнего задания в РТ (№ 42, 46, 47, 49, 50, 54);
3) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания;
4) работа с интерактивным задачником (раздел «Измерение информации») в режиме «Контроль».

3. Изучение нового материала (22 минуты)
Новый материал излагается в сопровождении презентации «Информационные процессы. Обработка информации».
1 слайд – название презентации;
2 слайд – ключевые слова;
— информационные процессы
— информационная деятельность
— сбор информации
— обработка информации
— хранение информации, носитель информации
— передача информации, источник, канал связи, приёмник
3 слайд – понятие информационного процесса;
Информационными процессами называют процессы, связанные с изменением информации или действиями с использованием информации.
Основные информационные процессы: сбор информации, обработка информации, хранение информации, передача информации.
Информационной деятельностью человека называют деятельность, связанную с процессами сбора, представления, обработки, хранения и передачи информации.

Просмотр и обсуждение анимации «Информация в человеческом обществе»

4 слайд – сбор информации;
Решение практически любой задачи начинается со сбора информации. (примеры сбора информации)

Просмотр и обсуждение анимации «Создание информации»

5 слайд – схема Обработка информации;

Просмотр и обсуждение анимации «Понятность информации»

6 слайд – задача (логическое рассуждение),
Пятеро одноклассников: Аня, Саша, Лена, Вася и Миша стали победителями школьных олимпиад по физике, математике, информатике, литературе и географии. Известно, что:
Победитель по информатике учит Аню и Сашу работать на компьютере;
Лена и Вася тоже заинтересовались информатикой;
Саша всегда побаивался физики;
Лена, Саша и победитель по литературе занимаются плаванием;
Саша и Лена поздравили победителя по математике;
Аня сожалеет, что у нее мало времени на литературу.
Ответ: Аня-математика, Саша-география, Лена-физика, Вася-литература, Миша-информатика.
7 слайд – самое главное.
— Информационные процессы – это процессы, связанные с изменением информации или действиями с использованием информации.
— Со сбора информации начинается решение любой задачи.
— Обработка информации — это целенаправленный процесс изменения содержания или формы представления информации.

Далее с учениками следует обсудить задачу сбора информации о своей школе, например, для подготовки информационного листка. Следует обсудить вопросы о том, какую именно информацию нужно собрать (год основания, страницы истории, количество учеников, информация о выпускниках школы, о достижениях учеников школы и т.д.), где ее можно найти (у кого получить), каким образом можно зафиксировать найденную информацию (текст, рисунок, схема, фотография, аудиозапись, видеозапись).

При наличии времени на этой основе можно организовать проект «Виртуальные информационные стенды».

4. Практическая часть. Решение задач (10 минут)
Выполнить задания № 56, 57, 59 в РТ.
8 слайд – вопросы и задания, РТ №56, №59.

5. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок (2 минуты)
9 слайд – опорный конспект;
10 слайд – Д/з.

Домашнее задание.
§1.5 (п. 1, 2, 3), вопросы и задания 1-8 к параграфу;
РТ: №56, 58, 60.

Весь материал к уроку находится в архиве.

Архив включает в себя:
— конспект,
— ответы и решения на задания в рабочей тетради,
— презентация «Информационные процессы. Обработка информации»,
— анимация — тренажер «Интерактивный задачник. Измерение информации»,
— анимация «Информация в человеческом обществе»,
— анимация «Создание информации»,
— анимация «Понятность информации».

Скачать (4 МБ, rar): Конспект урока

Процесс - это ход, развитие какого-нибудь явления; последовательная закономерная смена состояний (изменение) в развитии чего-либо.
Информационными процессами называют такие процессы, которые связаны с изменением информации или действиями с использованием информации.

Есть несколько основных информационных процессов :

  • cбор информации;
  • представление информации;
  • обработка информации;
  • хранение информации;
  • передача информации.

Узнавая новый номер телефона или адрес из телефонного справочника или записной книжки, мы собираем и сохраняем информацию. При непосредственном разговоре с людьми, через переписку, с помощью телефона, радио или компьютерной сети, мы передаем и получаем информацию. Пытаясь решить какую либо задачу, например, по математике, мы тем самым обрабатываем известную информацию.

Информационной деятельностью называют деятельность человека, которая связанна с процессами сбора , представления , обработки , хранения и передачи информации .

Рассмотрим теперь эти информационные процессы.

1) Сбор информации - осуществляется через наблюдение, чтение, общение, измерение и т. д. Со сбора информации начинается решение практически любой задачи.

Пример:

Для того чтобы знать, на какой спектакль вы сможете сходить в свой выходной, вам нужно выяснять автора и название пьесы. Чтобы выбрать профессию, связанную с производством и использованием компьютеров, вам нужно выяснить какие это профессии, в каком учебном заведении и на каком факультете можно приобрести такую специальность. То есть собрать соответствующие информации.

Для сбора информации часто используют различные измерительные устройства .

Пример:

Для того чтобы знать, какая на улице температура воздуха, нам нужен термометр.

Рис. 1.

Для того чтобы знать, с какой скоростью едет водитель автомобиля, нужен спидометр.

Рис.2.

2) Обработка информации - информационный процесс, в ходе которого информация изменяется содержательно или по форме.

Когда ученик отвечает на вопросы по биологии или решает математическую задачу, водитель автомобиля принимает решение о изменении скорости автомобиля, все они обрабатывают входную информацию . После обработки этой информации получается выходная информация . Обработку информации осуществляетисполнитель по определенным правилам. Исполнителем может быть человек, коллектив, животное, машина.


Рис. 3.

Пример:

Школьник, который являлся исполнителем , получил входную информацию в виде условия задачи, обработал информацию в соответствии с определенными правилами (например, правилами решения математических задач) и получил выходную информацию в виде искомого результата.

Обработка информации делится на два типа:

  1. получение нового содержания , новой информации: преобразование по правилам (по формулам), исследование объектов познания по их моделям, логические рассуждения, обобщения и др.;
  2. изменение формы представления информации, не изменяющая ее содержание: структурирование (организация информации по некоторому правилу, связывающему ее в единое целое), кодирование (переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для восприятия, хранения, передачи или обработки информации), отбор (требуется для решения некоторой задачи, из информационного массива).

Для обработки большой информации главным помощником человека является компьютер . Компьютер позволяет на основании результатов измерений посчитать довольно большие числа, построить диаграммы и графики.

3) Хранение информации осуществляется с помощью её переноса на материальные носители. Зафиксировать информацию каким-нибудь способом означает сохранить информацию .

Информация хранится в памяти людей или же на каких-либо внешних носителях.

На протяжении нескольких столетий основным носителем информации является бумага . В наше время так же очень распространены электронные носители информации - флеш-карты, диске, аудио- и видеокассете.

Рис. 4.

Но самым важным хранилищем информации для человека является его память . На самом деле, каждый человек помнит свое имя, фамилию, домашний адрес, адреса и телефоны родных и знакомых. А если же человек не может вспомнить нужный адрес или телефон, ему в этом помогают записные книжки, телефонные справочники или другие долговременные носители информации .

4) Передача информации - процесс информации пространственного переноса от источника к получателю (адресату).

Распространение информации между людьми происходит в процессе ее передачи. Передача информации происходит через чтение книг, при разговоре по телефону, при посмотре телепередач и общении в компьютерной сети Интернет.

С информационными процессами в технике мы сталкиваемся постоянно, ребенок, когда играет с управляемым автомобилем или кораблем получает первое знакомство с информационными процессами в технике. В некоторых случаях главную роль в процессе управления выполняет человек (например, вождение автомобиля), в других управление берет на себя само техническое устройство (например, кондиционер).

Цель урока: формирование информационной культуры, понимание роли информационных процессов в жизни человека.

Задачи:

  • Образовательные :
    • раскрыть суть понятия «информационные процессы»;
    • изучить виды информационных процессов;
    • научить приводить примеры получения, передачи и обработки информации;
    • расширить представление о компьютере как инструменте хранения, обработки и передачи информации;
    • научить учеников решать практические задачи на использование изученных понятий.
  • Развивающие :
    • развивать мыслительную деятельность;
    • развивать познавательный интерес;
    • развивать умение анализировать и обобщать полученные знания;
    • развивать речь и логическое мышление учащихся.
  • Воспитательные :
    • воспитание информационной культуры;
    • воспитание активности и самостоятельности;
    • воспитание культуры общения

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс с АРМ учителя и учеников, имеющими выход в Интернет; мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Базовый учебник: Л.Л.Босова «Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса» М.:Бином. Лаборатория знаний 2008.

Таблица 1. Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР
с указанием порядкового номера из Таблицы 2

Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время
(в мин.)

1 Оргмомент Выясняет отсутствующих, проверяет готовность учащихся к уроку Сообщают об отсутствующих, проверяют свою готовность к уроку 1
2 Актуализация опорных знаний Презентация "Действия с информацией" Демонстрирует презентацию, координирует и направляет работу учащихся, при необходимости задает наводящие вопросы Воспринимают информацию, отвечают на вопросы;
выполняют практические задания.
Смотрят презентацию
3
3
3 Тема урока Создание проблемной ситуации Формулируют тему урока 2
4. Работа по теме урока Классификация информационных процессов Формулирует вопросы Слушают объяснение учителя, просмотр материала ЭОР, отвечают на вопросы учителя 8
5. Закрепление изученного материала Выдает задания в рабочей тетради, контролирует ход решения задачи Решают задачи 10
6. Выполнение практической работы Поясняет практическую работу на компьютере оказывает помощь в выполнении практической работы Выполняют практическую работу 13
7. Подведение итогов урока Задает вопросы Отвечают на вопросы учителя 5
8. Домашнее задание Записывает на доске домашнее задание Записывают в дневник домашнее задание
9. Рефлексия Раздает карточки рефлексии Заполняют карточки рефлексии

План-конспект урока

Это первый урок III четверти. На каникулы было задано повторить пройденный теоретический материал.

Ученики отвечают на вопросы. В целях наглядности вопросы представлены на слайдах презентации (Приложение 1 )

Вопросы для повторения:

  1. Что такое информация?
  2. Как человек получает информацию?
  3. Что использует человек для получения более точной информации? (стараюсь, чтобы каждый ученик назвал свой прибор, устройство)
  4. Назовите известные Вам носители информации.
  5. Что необходимо для того, чтобы состоялась передача информации?
  6. Приведите примеры ситуаций, в которых происходит передача информации. Укажите источник информации, приемник информации и тип канал связи (односторонний или двусторонний).

Здесь после всех ответов даю общую характеристику уровня ответов на вопросы. Выделяю тех, кто был более активным.

– Хорошо! Вы сейчас отвечали на мои вопросы. Эти вопросы были заданы не случайно.
Я ставила перед собой информационную задачу: «Выяснить, как мои ученики усвоили пройденный материал?»

Чтобы успешно решить любую задачу (например, по математике), надо выяснить, что дано в условии задачи и что требуется найти. Те данные, которые определены в условии задачи, будем называть исходными (начальными) данными. Тот итог, который требуется найти при решении задачи, будем называть результатом решения.
Итак, вернемся к той информационной задаче, которую я поставила.

– Скажите, что является для этой задачи исходными данными? (Здесь важно вызвать учеников на обсуждение, выяснить большинство мнений).
– Как решается эта задача?
– Какой результат получен? (Главное здесь еще раз отметить тех, кто хорошо готов к уроку, кому подтянуться).

Вывод: исходя из ответов, я сделала вывод о том, что материал усвоен (или нет). Я решила поставленную информационную задачу. В этом случае говорят, что произошла обработка информации.

Определение. Обработка информации – это решение некоторой информационной задачи. (Далее использую материалы презентации(Приложение 2 )

Пример 1 . Периметр квадрата равен 40 см. Его стороны увеличила на 2 см. Чему станет равен периметр нового квадрата?
При решении данной задачи особое внимание следует уделить нахождению исходных данных, принципу решения и результату. Отмечаем, что в условии была задана числовая информация. И в результате получилось число.

Пример 2. Есть текст: Москвичи любят домашних животных. Согласно опросам, собак содержат 57 % жителей города, 38 % имеют кошек, 25 % заботятся о попугаях. Нередки в последнее время экзотические животные: игуаны (5 %) и пауки (3 %).
Измените способ представления информации, представьте текст в табличном и графическом виде.
Смотрите как интересно, во втором примере: исходным данным был текст, а результатом – таблица и диаграмма. Что произошло? Произошла обработка информации, точнее произошло изменение формы представления информации. Содержание информации осталось прежним.
Что можно сказать о первом примере? (Важно, чтобы дети сами сделали вывод о том, что в первом примере мы просто получили результат – новую информацию, без изменения ее содержания).

Таким образом, существуют два способа обработки информации:

  • Обработка информации, связанная с получением нового содержания, новой информации
  • Обработка информации, связанная с изменением формы представления информации, но не изменяя ее формы.

Вопрос: приведите примеры различных способов обработки информации. Укажите исходные данные и результат. (Слушаем и обсуждаем 3-5 примеров).

Решение задач

1) Рабочая тетрадь: № 12 стр. 16. (в каждом случае обращаем внимание на имеющиеся исходные данные и результат, который необходимо получить)

2) Рабочая тетрадь: № 13 стр. 16 (кроме исходных данных и результата оговариваем в каждом случае способ обработки информации).

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с понятием «обработка информации» и двумя видами обработки. Ответьте на следующие вопросы:

  • Что такое обработка информации? Приведите примеры обработки информации.
  • Какие существуют виды обработки информации? Приведите примеры.

Пояснения к домашнему заданию:

  • Определения каких терминов надо выписать?
  • РТ: № 8 стр. 15: в задании надо соединить объекты, находящиеся в левой колонке с соответствующими объектами в правой колонке. Воспользуетесь текстом учебника или материалами сайта «Википедия».
  • РТ: № 10 стр. 16: будьте внимательны при прочтении числа.
  • Задание * необязательно. Презентацию можно разместить на форуме по теме «Информационные процессы», находящемся в Единой информационной оболочке.

Практическая часть: (раздаточный материал)

Практическая работа по теме «Обработка информации»

Цели:

  • Восстановить полученные ранее умения работы в текстовом редакторе WORD (создание и редактирование таблиц);
  • Приобрести первичные навыки вычислений с помощью программы Калькулятор.

Постановка задачи:

  • Представить текстовую информацию в табличной форме
  • Заполнить пустые ячейки таблицы.

Исходный текст:

После каждого посещения магазина мама записывает расходы на продукты питания в специальную тетрадь и подсчитывает ежедневные расходы. Помоги маме, организуй электронный подсчет расходов. Известны записи за три дня месяца:

Указание:

  • Создайте файл MS WORD «Расходы на питание».
  • Оформите расходы в виде таблицы по образцу:
Продукты Месяц Декабрь
1 2 3 4 5
  • Подсчитайте истраченные суммы (при помощи программы «Калькулятор»)

Рефлексия

(Лист с критериями раздается ребятам во время выполнения практической работы).

  • Оцените актуальность темы урока по 5-ти бальной шкале.
  • Какие моменты урока вызвали затруднение (поставить флажок в соответствующем окошке):
  • Повторение
  • Приведение примеров по теме
  • Нахождение исходных данных
  • Определение результата решения задачи
  • Определение типа обработки информации
  • Практическая часть

Практическая работа по теме «Обработка информации».

Цели:

  • Восстановить ранее полученные навыки работы в текстовом документе MS Word (создание и редактирование таблиц).
  • Приобрести навыки вычислений с помощью программы Калькулятор.
  • Приобрести навыки работы с несколькими окнами.

Постановка задачи:

  1. Представить текстовую информацию в табличной форме.
  2. Выполнить вычисления при помощи программы Калькулятор.
  3. Заполнить пустые ячейки.
  4. Отредактировать ячейки таблицы.

Ход работы:

1. Внимательно прочитайте текст:

После каждого посещения магазина мама записывает расходы на продукты в специальную тетрадь и подсчитывает ежедневно затраченную сумму. Помоги маме, организуй электронный учет расходов, если за последние три дня есть следующие записи:

2. Создай файл MS Word. Назови созданный файл «Расходы на продукты»
3. Оформи исходные данные в виде таблицы по образцу:

Продукты Месяц ДЕКАБРЬ
1 2 3 4 5 6 7
Итого:

4. Подсчитай истраченные суммы при помощи программы Калькулятор.

1. Оцените актуальность темы урока по 5-ти бальной шкале
2. Какие моменты урока вызвали затруднения (по 5-ти бальной шкале):
– повторение
– приведение примеров по новой теме
– нахождение исходных данных
– определение результата решения задачи
– определение типа обработки информации
– практическая часть
2024 bioaquansk.ru. Школа компьютерной грамотности.